24 апреля – ИА SM.News. С какими жалобами в настоящее время к вам обращаются пациенты?
С наступлением тепла и цветения участились дети, которые приходят с жалобами на различного рода проявления аллергических реакций, из которых это слезотечения, риниты, высыпания различного рода ну и кашель.
Представляет ли какую-то сложность дифференцировать простую острою респираторную вирусную инфекцию от аллергического ринита того же?
Как правило, родители, когда приходят с подозрением уже на какие-то аллергические состояния, это бывает все таки уже из категории затянувшихся. То есть это не первые два три дня, это продолжается обычно две три недели. Родители сами замечают какую-то связь с аллергеном, либо с каким-то климатом или с цветением, или с контактом какого-то продукта. То есть родители сами уже очень часто отмечают, что есть взаимосвязь. То есть тут, я бы сказала, что в плане диагностики аллергических состояний, наверное, самую большую роль играет это полноценно собранный анамнез. Очень тщательно мы собираем анамнез, потому что грамотно, правильно собранный анамнез, когда и родители рассказывают свои наблюдения и сомнения и врач акцентирует внимание на нужных вещах, то тут уже у нас создается полная картина. И в плане диагностики аллергии, как правило, не составляет труда, если у нас есть полноценная информация.
То есть получается, если родители замечают, что ОРВИ протекает не пять семь дней, тогда это первый уже звоночек для того, чтобы обратиться к специалисту. То есть не самостоятельно лечить, а уже обратиться к врачу.
Да, все верно. Плюс есть такой момент, что аллергические состояния, как правило, это наследственная предрасположенность. То есть в одной семье у нас либо у родителей есть какое-то отягощение по отопическим заболеваниям, будь то бронхиальная астма, кожные заболевания, пищевые аллергии. Либо в этой семье уже у кого-то из старших детей были какие-то проявления. То есть это, конечно, нам будет помогать в плане поиска диагноза.
Ну и плюс, наверное, какие то аллергические реакции на продукты, на продукты питания, которые ребенок употреблял ранее?
Да, да.
Какие существуют сложности при лечении таких пациентов?
Ну, сложности в плане лечения, я бы сказала, что это в основном подбор той самой терапии. То есть не слишком агрессивной и достаточной для того, чтобы купировать проявления, для того, чтобы жизнь у ребенка была свободная от проявления аллергии. Но при этом, чтобы терапия была не слишком агрессивная. Я думаю, что сложно именно подобрать ту самую. Если мы встречаемся, например, в жизни ребенка впервые с проявлением аллергии, то это будет сложнее, чем, например, если ребенок с обострением, потому что сами уже родители примерно знают, на что ребенок отвечает, на что ребенок не отвечает, что будет эффективно, что будет неэффективно. Лечение не должно быть опаснее самого заболевания. Иногда приходят дети, которым, на мой взгляд, назначают слишком тяжелые, слишком агрессивную терапию, например, гормональную.
Ребенок длительное время употреблял какой-то продукт, который только со временем вызвал у него аллергическую реакцию. Есть ли разница в подходах к лечению аллергических реакций? Имеется в виду, связанных с цветением и потреблением каких-то продуктов.
Ну, если мы говорим про пищевую аллергию, то тут самое достоверное будет провести элиминационную диету. То есть мы выбираем продукт, на который есть подозрения на две-три недели. Например, даем его ребенку. Получили обострение, то убираем на две-три недели и после снова даем этот продукт. Если получили обострение, то сомнений относительно диагноза нет. И в этом случае самым эффективным будет, конечно, убрать аллерген из питания ребенка. Хотя в плане пищевой аллергии, мне кажется, сейчас в настоящее время этому уделяется слишком много внимания. Приходят мамы, которые рассказывают, что у нас аллергия на все сладкое, на все красное, на оранжевое. Ну, так не бывает в природе. Не бывает у ребенка столько аллергии на большое количество продуктов. Есть основные шесть продуктов питания, которые чаще всего вызывают аллергию у ребенка. И, как правило, это какой-то один продукт не все.
А какие шесть?
Белок коровьего молока, куриное яйцо, арахис орехи, соя и рыба. Это шесть основных продуктов.
Имеется в виду какие-то конкретные. Или в целом?
В целом.
Есть такие детки, которые относятся к категории часто болеющих детей. Мы об этом как-то говорили. Хотелось бы спросить как протекают сезонные аллергические заболевания у них?
Они протекают так же, как у детей, которые абсолютно здоровы.
Как часто вам приходится направлять к аллерголагам с хроническими заболеваниями, например, бронхиальная астма. Если к вам уже обращаются маленькие пациенты с установленным диагнозом, то есть началось все с бронхита банально, а закончилось тем, что уже идет обострение астмой бронхиальной. Что вы с таким пациентом делаете?
Если это обострение бронхиальной астмы со снижением сатурации, с выраженной одышкой, то этот ребенок будет госпитализирован, потому что, к сожалению, бывают тяжелые обострения, которые требуют уже реанимации, вспомогательной кислородной терапии.
Очень часто мамы, зная, что у их ребенка, выраженная аллергическая готовность к любой какой-то ситуации, к любому аллергену, они начинают самостоятельно назначать им те же гормональные препараты, но дома. Что вы можете сказать по этому поводу? Порекомендовать что то? Может, есть какие-то симптомы, которые говорят о том, что вот тут необходимо, а здесь лучше проконсультироваться.
Назначением гормональной терапии однозначно не стоит заниматься самостоятельно. Это однозначно стоит делать под наблюдением врача. Лучше своего лечащего врача, который уже знает ребенка, знает его обострение, знает, как часто ребенок обостряется. В принципе, видя ребенка в проявлениях, знает его анамнез. Конечно, это делается совместно. Надо с врачом, со своим лечащим врачом, который наблюдает ребенка с данной проблемой. Гормональная терапия это достаточно эффективно, это самое эффективное в плане лечения. Например, то же самое бронхиальной астмы. Но делать это надо вместе с врачом для того, чтобы не навредить ребенку.
Гормональная терапия, как мы знаем, подавляет иммунную систему. Есть какие-то сроки, применения гормональных препаратов для того, чтобы не привести к такому снижению иммунитета. Потому что я знаю, что вторично развиваются уже грибковые инфекции, например, в носоглотке, в ротоглотке и так далее.
Вы сейчас задели просто очень больную тему, очень болезненную тему, потому что это буквально с каждым. Ну, очень часто я встречаюсь на приемах, когда родитель отказывается, когда только слышит, что это гормональный препарат. То есть назначаешь проводишь беседу, рассказываешь, объясняешь все родителям. К сожалению, бывает такое, что они впоследствии не выполняют эти рекомендации, считая, что это вредно. Но я хочу как бы сейчас акцентировать внимание на том, что когда ребенок болеет, мы не выбираем между тем, что для ребенка вредно и то, что для него полезно. То есть мы выбираем между тем, что вредно и то, что очень сильно вредно, вот его болезнь с проявлением дыхательной недостаточности, там, с изменениями легочной ткани, которая, если мы не будем лечить, они приведут к необратимым изменениям и в итоге гипоксии головного мозга. Опять таки, если есть такое грозное состояние, как дыхательная недостаточность, которая может в тяжелых ситуациях приводить к очень нехорошим последствиям. Вот мы выбираем между тем, что для ребенка наименее вредно. И в этом плане гормоны, если говорить даже об ингаляционных гормонах, то есть их всасываемость, она достаточно низкая. Если говорить про небулайзер, там только 20% попадает в организм. Это очень мало, это мало для того, чтобы какие-то серьезные последствия наступили. Надо подходить к этому здраво. То есть врач, естественно, назначаю гормональную терапию ребенку, не хочет ему навредить. И он знает о том, какие побочные, какие нежелательные последствия вызывает гормональные лечения. И если состояние ребенка требует назначения, то надо к этому идти, чтобы ситуация не стала еще хуже.
Спасибо за беседу, потому что она пролила свет на достаточно актуальные в настоящем сезоне проявления аллергических заболеваний.