Фото: редакции

Салман Александрович, какие ключевые изменения произошли на ингушском рынке труда за последнее время. В наиболее таком сложном положении какие профессии оказались?

На данном этапе мы видим, во-первых, что многие предприятия у нас реанимируется, потому что некоторые позиции у нас не работали простаивали. Сейчас Главой республики и Правительством проводится работа, где эти предприятия восстанавливаются, начинают работать. Да, мы понимаем, что многим этим предприятиям нужны специалисты, потому что сразу, чтобы запустить это все, нужен специалист. Поэтому немножко у нас есть проблема в кадрах. Если мы не можем организовать рынок, то работодатель не может все это оплатить те заработные платы. Если бы да, мы сталкивались, мы работаем с работодателем напрямую, мы видим, что он везде ищет, что в социальных сетях, что приходит в центр занятости, проводит с колледжем работу, чтобы проходили практику, чтобы люди заинтересовались. Но все равно, пока это идет с натяжкой. То же самое мы видим по нашему агрокомплексу, где много вакансий тоже выставлено. Да, они ищут людей. Да, некоторые это не такие сложные работы, но им нужны работники. У нас очень много мероприятий. Касаемо то, что они всех большинством федеральные, да. Потому что-то же самое, что и обучение это все есть. Человек может обучиться, может получить образование. Просто нашему соискателю, нашему безработному, гражданину надо, во-первых, зарегистрироваться, разместить свое резюме на портале «Работа России». Но на данном этапе мы видим, что у нас в век цифровизации все у нас в электронном виде, все услуги оказываются в электронном виде, начиная с пандемии. Мы перешли уже все в электронику, все на госуслугах, все заявления. Человек может зайти, зарегистрироваться, получить услуги, посмотреть хотя бы информацию, что там есть, какие услуги оказываются, что можно получить. Все есть на этом портале.

Что сегодня происходит с центрами занятости населения? Вообще, насколько они покрывают меняющиеся потребности как работодателя, так и ищущих работу?

Ну, во-первых не сказал бы, что все хорошо, но с помощью наших коллег, с других регионов, которые на портале тоже выставляют большое количество вакансий, которые приезжают и проводят непосредственно эти ярмарки мы стараемся исправить слоившиеся условия. Мы видели вот буквально недавно на федеральном эфире нашего работодателя, одного из одного из самых крупных в РФ концерна «АвтоВАЗ», когда он приехал в лице самого директора и искали все эти кадры. Много предприятий, которые присылают информацию в центр занятости на бумажном носителе, говорят ознакомьтесь, покажите, расскажите все это. Сама республика, конечно, покрыть это все не может, потому что безработных много, но регионы помогают, потому что есть регионы, в которых не хватает рабочих рук, где-то у нас переизбыток, где-то большая нехватка.

Выезжать в регионы, как у нас востребовано?

Ну, конечно, да, не сильно, конечно. Но с помощью уже как бы т.н. «сарафанному радио», когда человек один там побывал и приходит, рассказывает. Это потому, что люди не доверяют иногда. Потому что был горький опыт, когда многие работодатели не исполняли свои договорные условия. Поэтому люди не доверяют. Но когда человек побывал, приезжает, рассказывает и многие изъявляют желание, да, они попадают туда, и мы это видим. Тут палка в двух концах, с одной стороны, огромное количество желающих. То есть мы в тестовом формате запустили вахтовые вакансии. Вы не поверите, что откликались не только парни, откликались даже женщины, вплоть от молодых девушек до взрослых бабушек. То есть спрос огромный. Но проблема в том, что в тех предприятиях, которые находятся в других регионах России, в надежных, хороших и сильных предприятиях, как правило, очень мало вакантных мест, которые готовы взять человека без опыта, без квалификации. Да, мы за последнее время активно прямо работаем в этом направлении. Мы прекрасно понимаем, что за счет внутреннего рынка проблему с безработицей особо не оптимизировать, и нам необходимо заводить вакансии в республику извне. Но тут, допустим, если мы с вами сегодня захотим поехать на вахту, мы сами столкнулись с такой проблемой, что к какому бы работодателю мы с вами не позвонили, все всегда говорят у нас все хорошо, приезжайте, все будет хорошо. Но очень много горьких опытов, когда человек приехал и не смог трудоустроиться.

Вот здесь, конечно, уже возникает вопрос. Вы государственная организация. Вы как-то проверяете тех работодателей, которые на вас выходят? Почему случается этот горький опыт?

Хороший вопрос. Вот я, несмотря на то, что являюсь руководителем, я много всего знаю, я умею проверять, смотреть. Честно вам признаюсь, уже довольно, наверное, месяц мы очень плотно работаем по этим направлениям. И вот за этот месяц результата практически никакого. Я действительно сидел и думал, если бы мне сегодня нужно было бы выехать на вахту. С какой большой проблемой я бы столкнулся? Почему? Потому что кому бы ты не позвонил, все говорят, что у нас все хорошо. А вот когда начинаешь выяснять, смотреть, как, что ты понимаешь, сюда не стоит, тут стоит. Ну и плюс, знаете, какая ситуация в республике? Мы должны оценить ситуацию, как она есть. В республике очень много свободных, безработных рук, но нет квалифицированных рук. И вот когда ты находишь сильные, надежные предприятия, готовые взять на вахту людей, то они тебе говорят, вы уж извините, но нам нужен человек со стажем, с квалификацией.

Многочисленные услуги, которые сейчас оказываются через интернет-портал. в последнее время стали очень востребованы среди населения. Какие выводы вы сейчас на данный момент можете сделать о работе по занятости конкретно с ингушским населением?

Вы знаете, давайте, чтобы наша аудитория понимала. Мы сейчас сформировали для нашей республики портал, называется он «Работа 06. Ru». Мы есть и в Интернете, мы есть, и в соцсетях. Вот, допустим, сложность какая? Портал «Работа в России» он очень тяжелый. То есть этот портал, сделан на все регионы России. Тут не учитываются особенности, как каких-то отдельных регионов. И в республике такая проблема, что если мы хотим, чтобы в регионе работал какой-то IT проект, он должен быть в два клика. Если он в три клика, люди уже не пользуются. То есть если ты заходишь на портал и смотришь, пытаешься разобраться, куда кликнуть, что сделать. Да тебе это сложно, ты уходишь.

То есть у вас очень упрощённая система?

У нас очень интуитивно понятно. То есть мы от того, чтобы даже пятиклассник, зайдя на наш сайт в соцсети, сразу поймет, как разобраться. Мы активно взаимодействуем с огромным количеством предприятий и предпринимателей республики.

А работодателя вы сами ищете или как?

Поначалу мы искали, а сейчас они сами заявляются. У нас сейчас ведется двойная работа. То есть те, кто с нами уже работают, это порядка 500 работодателей с нами уже взаимодействуют, присылают свои вакансии на постоянной основе. И мы сейчас в контакте со многими работодателями и даем им знать о том, что мы есть и что они свою вакансию совершенно бесплатно могут выложить, и что соответствующий кандидат им откликнется. Теперь касаемо вашего вопроса. Ситуация какая. Вот давайте посмотрим на проблему нетрудоустроенности нашей молодежи. В частности, почему? Потому что молодежь имеет стратегическое будущее для народа, безработицы, страны. Да, это очень актуальная проблема. А тут в основе есть несколько основных причин. Первое это, наверное, то, что очень много молодежи не хочет работать. То есть на сегодняшний день это очень тяжело об этом говорить, но, тем не менее, они стали иждивенцами. Попали в определенную зону комфорта. Я на телевидении об этом рассказывал. Поэтому что стоит сделать нашей молодёжи? Это, во-первых, в первую очередь это отказаться от каких-то выплат, пособий для себя, оставить деньги на семью, не брать их себе. Почему? Потому что находишься в зоне комфорта, ты не хочешь действовать, тебе гораздо удобнее оставаться дома, бездельничать, а безделье это игрушка дьявола. Это то, что завтра может очень сильно аукнуться для нашего народа. Молодежь хочет сейчас все и сразу, а такого не бывает. Вот, допустим, мы недавно выставили вакансию, зарплата 25 000, и мы получаем такие негативные отзывы. А что вы хотите 25 000? А как? А ну ты выйди, у тебя есть что-то лучше этого. Если есть что-то лучше, где ты можешь больше заработать пойди и заработай больше. Но когда у тебя нет другой альтернативы, ты выйди туда, где есть возможность.

Спасибо, что ответили на наши вопросы.

Фото редакции